пятница, 14 февраля 2014 г.

Самодельная лодка "Окунь" для рыбалки

Самодельная лодка "Окунь" - это неприхотливая в эксплуатации, легкая картоп-лодка для 3-х человек.
"Окунь" хорошо подходит для любительской рыбной ловли и охоты и имеет просторный открытый кокпит. Переставляемые поперечные банки-сиденья позволяют экипажу выбирать удобные места для размещения в лодке. Бортовые шкафчики-рундуки удобны для хранения всякой мелочевки для рыбной ловли.
Не смотря на то, что лодка предназначена в первую очередь для рыбаков и охотников, она может использоваться как туристское или пляжно-прогулочное судно.
На "Окунь" возможна установка легко
 подвесного мотора от 2 до 14 л. с.

Основные параметры лодки Окунь:

Максимальная пассажировместимость 3 человека
Длина 3.4 м
Ширина 1.5 м
Высота борта (минимальная) 0.49 м
Рекомендуемая мощность подвесного мотора 2~15 л. с.
Максимальная скорость, км/ч:
под мотором "Салют" 7~8
под мотором "Ветерок-14" 40
Масса корпуса, кг 45-50 
Общее расположение мотолодки "Окунь" 

Если использовать для движения мотор "Салют" то скорость движения самодельной лодки в водоизмещающем режиме будет 7-8 км/ч, практически равной скорости при работе веслами, но вот при установке мотора "Ветерок-14" самодельная лодка "Окунь" легко выходит на режим глиссирования, и с одним пассажиром легко разгоняется до 40 км/ч. 
Установив на транец самодельной лодки "Окунь" подвесной парус можно без переделок превратить самодельную лодку в парусник. 
На самодельной лодке "Окунь" предусмотрены три варианта установки уключин вдоль борта. В зависимости от загруженности лодки и нагрузки гребец может выбирать наиболее удобное положение просто передвинув среднюю банку-сиденье. Это необходимо для того, чтобы не было дифферента. 
Транспортировка самодельной лодки к месту осуществляется с помощью верхнего багажника автомобиля. Для удобства переноски и укладки на багажник лодка оснащена четырьмя горизонтальными ручками. Эти ручки одновременно играют роль рымов - уток. Стандартные двурогие утки ставить не желательно - при эксплуатации самодельной лодки за них цепляется леска. 
При желании можно легко сделать тент на двух откидывающихся в нос основных дугах. Нижний шарнир дуг устанавливается в носовое гнездо под уключину. 
Аварийная непотопляемость самодельной лодки "Окунь" обеспечивается за счет пенопласта, который уложен под планширем.

Раскрой листовых деталей и конструкция отдельных узлов корпуса.
Примечание.
Поперечные сечения всех деталей, для которых указана малка, не изменяются по длине (малка постоянна).
Чертежи самодельной лодки сделаны с расчетом на самостоятельную постройку. Корпус лодки "Окунь" без поперечного набора. Жесткость конструкции обеспечивается формой корпуса, накладными продольными реданами (по одному против днищевых стрингеров), пенопластовым заполнителем под планширем, продольными стенками рундуков, а также ребрами жесткости - стрингерами.
Реданы с горизонтальными рабочими поверхностями необходимы при использовании сравнительно мощных моторов, под которыми лодка может выходить на глиссирование.

Если на самодельной лодке не планируется мотора мощнее 5 л. с. или она будет предназначена для хождения под парусом, то реданы будут не нужны.
Тогда для увеличения прочности днища вместо реданов устанавливаются фальшкили - полоски фанеры 10х40. Желательно их проклепать через обшивку вместе с днищевыми стрингерами.
Так же можно не делать глиссирующие поверхности, соответственно подняв скулу в районе шпангоута 4 - транец: при раскрое деталей 3 (борта) необходимо обрезать их по линии Д, а на кормовом транце днищевые ветви обвязки сделать без треугольника 56х255, т. е. просто по прямой линии от киля до скулы.

Если у вас имеется опыт постройки малых судов, то рекомендуется собирать лодку из семи предварительно изготовленных секций: палубы, двух бортов, двух днищ, двух транцев.
Эти элементы корпуса вырезаются из фанеры толщиной 4 мм.
Отдельные заготовки стыкуются для получения секций заданных размеров. В местах соединения листов при разметке оставляется припуск 40-60 мм на перекрой. Обе кромки обрабатываются на ус, промазываются клеем, укладываются одна на другую и запрессовываются.

После этого листовые заготовки секций обрезаются по разметке в чистый размер. Намечается положение стрингеров, ребер жесткости и реданов (если лодка делается под мощный мотор). Предварительно отмалкованные рейки (величина малки-скоса кромки указана на эскизах и постоянна по всей длине детали) промазываются клеем, укладываются по разметке и проклепываются гвоздями "взагиб".

Корпус лодки собирается вверх килем прямо на секции палубы. Ее достаточно уложить на твердую и ровную поверхность.
На деталь 1 изнутри лодки приклеиваются накладки в районе уключин и сухари под ручками. Затем прямо на палубу укладывается, приклеивается к ней и обрабатывается начисто - строго по шаблонам пенопластовый (лучше всего применять материал марки ПС-4 или ПС-1) заполнитель.
На этом этапе очень важно выдержать правильность поперечного сечения боков заполнителя - угол между плоскостью борта и плоскостью палубы. Этот угол не изменяется по длине лодки. Важность данного этапа в том, что в дальнейшем сам блок заполнителя будет служить шаблоном-кондуктором для дальнейшей сборки самодельной лодки.
На носовой половине лодки блок заполнителя можно набрать из соответствующего количества вырезанных из обрезков листового материала "треугольных" заготовок.

Бортовые плоскости заполнителей тщательно промазываются клеем и устанавливаются борта и транцы. При этом свободная кромка бортов встает между пенопластом и бруском-буртиком 33.

Следующая операция в изготовлении самодельной лодки это установка на секции половинок днища стенок 6, а на одну из них - по обращенной к ДП кромке заранее отмалкованного килевого бруска.
Производится это так - наноситься клей на обращенные к днищу грани обвязки транцев, скуловых брусков 31 и выступающую за ДП часть киля, а потом устанавливаются половинки днища.

Так как детали обшивки самодельной лодки изготовлены в чистый размер, то можно применить и вариант сборки корпуса на проволочных скрепках с последующим проклеиванием всех соединений полосами стеклоткани на эпоксидной смоле изнутри и снаружи. Необходима проклейка не менее чем в три слоя, при этом каждая следующая полоса шире предыдущей на 2-3 см.

Для упрощения сборки корпуса можно изготовить поперечные лекала - временные шпангоутные рамки на шп. 1 и 3. Можно, наконец, вообще сделать конструкцию корпуса традиционной и собирать лодку на пяти заранее собранных и выставленных шпангоутах. Для этого приводится таблица плазовых ординат.

Линия Номер шпангоута
0 1 2 3 4 5 6
Полушироты от ДП, мм.
Борт, Б. 550 665 715 730 730 730 730
Скула, Ск1. 460 550 578 580 582 591 603
Скула, Ск2. - - - 580 582 590 580
Слом днища - - - - 567 470 325
Высоты от ОЛ, мм.
Борт - Б. 490 490 490 490 490 490 490
Скула, Ск1. 262 198 145 115 120 140 171
Скула, Ск2. - - - - 115 115 115
Киль - К. 170 88 30 3 0 22 50

Теоретический чертеж (проекция "корпус") и поперечные сечения корпуса.
1 - палуба, 2 - днище, 2 шт.; 3 -борт, 2 шт.; 4 - транец кормовой; 5 - транец носовой; 6 -вертикальная стенка бортового рундука, 2 шт ; 7, 10 -горизонтальная зашивка рундука, по 2 шт ; 8, 9 - крышки рундука (на петлях), по 2 шт.; 11, 12 - верхний и нижний листы банки, по З шт ; 13 -планка опорная, 4x40x200. 2 шт., 14 -планка опорная, 4x100x200, 2 шт ; 15 -планка опорная, 4x40x185, 2 шт., 16 -полоса, 4x60x230, 2 шт., 17 - наружная накладка на транец, фанера d = 15, 18, 19 - детали обвязки корм. транца 15x30. 4 шт , 20 - брусок 15x15, 4 шт.; 21 - подмоторная доска, 15x195x1460, 22-24, 27-25 - кницы на обвязке транцев, 10 шт., 25, 26 - детали обвязки нос. транца, 10x20, 5 шт., 30 - киль, 20x40; 31 - скуловой стрингер, 10x20, 2 шт. ; 32, 33, 35 - обделочные рейки буртики, 15x15, 34 - днищевой стрингер, 10x40. 2шт; 35 -бортовой стрингер, 10x15. 2 шт.; 30 -подлегарс, 20x20, 2шт.; 4 - рейки по краю стенки рундука, 15х15, 4 шт ; 38 - накладка, 15x115x750, 2 шт ; 40 - заполнитель d = 15; 41 - ребро жесткости банки 6=10, 12 шт , 42 - заполнитель по краям банок, 17x26; 43 - ребро - ограничитель, 10x10x600, 4шт.; 44 - редан продольный, 8x40, 2шт., 45, 46 - ручки, 6x15x260, АМг, 4 шт., 47 - пенопластовый блок под планширем. Дет. 1-16, 22-24, 27-29 - изготовляются из водостойкой фанеры d = 4; многие рейки нарезаются из сосны I сорта.

После окончательной сборки корпуса "карманы" между скулами в районе шпангоута 4 - кормовой транец заполняются пенопластом. Вклеиваются детали 7, 10 и 16. Крышки рундуков (детали 8 и 9) устанавливаются на петли.

Зачистив корпус, необходимо оклеить полосками стеклоткани на эпоксидной смоле киль и скулы снаружи и транцы по периметру снаружи и изнутри. Для увеличения долговечности самодельной лодки рекомендуется оклеить стеклотканью весь корпус, это вызовет незначимое увеличение веса и увеличит время необходимое на изготовление лодки, но зато долговечность самодельной лодки увеличится в разы.

Ручки крепятся шурупами длиной 50-40 мм. При желании ставится упор для ног при гребле.

По материалам статьи Ю.Зимина в журнале "Катера и Яхты"

Комментариев нет:

Отправить комментарий