У большинства сельских, да и городских жителей любимый способ проведения
досуга и отдыха связан с водой. Для дальних поездок - моторные лодки, для
рыбалки - бесшумные весельные. А ведь можно объединить их достоинства, заменив двигатель внутреннего
сгорания электромотором с питанием от аккумуляторных батарей.
В нашем варианте используется включенный в
режиме двигателя генератор ГСК-1500. Его мощность - 2 л. с. - достаточна для
движения лодки со скоростью до 10 км/ч. Источником энергии служат две щелочные
батареи НКН-45 по 10 банок в каждой. Их емкости хватит на 40мин. непрерывной
работы в режиме полной мощности. За это время можно пройти немалое расстояние,
не беспокоя окружающих шумом и не загрязняя водоем.Надежность такого мотора
определяется предельной простотой как механической, так и электрической частей.
Поскольку мощность двигателя относительно невелика, напряжение с клемм
аккумуляторов подводится к нему без регулировочных устройств, и даже для
заднего хода переключения двигателя на обратное вращение не потребуется:
конструкция кронштейна допускает полный оборот его вокруг вертикальной оси.
Сделать такой мотор совсем нетрудно.
Материалы - вполне доступные: стальные трубы различного диаметра для несущих
элементов, стальной лист толщиной 8мм для изготовления двух фланцев и стальной
пруток диаметром 20мм для вала. Используемые стандартные узлы -
электродвигатель, а также пилон гребного винта с конической передачей (подходит
от подвесных моторов "Стрела", "Салют", "Прибой").
На верхнем прямоугольном фланце размерами
120х200мм протачивается кольцевая посадочная канавка для установки
электродвигателя. Четыре отверстия с резьбой М10 служат для крепления фланца
двигателя, а прямоугольное окно размерами 50x100мм образует удобную рукоятку
для перекоски мотора. С противоположной от нее стороны к фланцу приваривается
П-образный кронштейн для подсоединения рукоятки управления - алюминиевой трубки
диаметром 22мм и длиной 260мм с мотоциклетной ручкой. Диаметр кольцевой канавки
и координаты резьбовых отверстий на фланце уточняются в соответствии с
посадочными размерами имеющегося электродвигателя.
В центральное отверстие фланца диаметром
34мм вставляется отрезок стальной трубы диаметром 34мм и длиной 550мм, а на
трубу надевается втулка с внутренним диаметром 34мм и длиной 25мм. С помощью
сварки эти детали образуют узел для установки двигателя и ведущего вала.
К нижнему концу дейдвуда приварена другая
втулка, имеющая наружный диаметр 45мм, внутренний 35мм; она служит корпусом для
установки двух подшипников (№202) ведущего вала.
Нижний фланец вырезается из той же
пластины, что и верхний, - по форме посадочной поверхности пилона гребного
винта.
Возможность поворота мотора на любой угол
обеспечивает сваренный из трех труб кронштейн. Так как поворотный узел дейдвуд
- кронштейн неразборный, последний надевается на дейдвудную трубу до сварки ее
с нижней втулкой и фланцем.
Крепление мотора на транце лодки - зажимом
типа сдвоенной струбцины, между которыми на болте М12, служащем горизонтальной
осью, устанавливается кронштейн мотора.
Ведущий вал - стальной пруток диаметром
20мм, имеющий на одном конце квадратный хвостовик, а на другом - шейки для
установки подшипников и ведущей шестерни. Соединение со шлицевым валом
двигателя осуществляется несложной муфтой - цилиндрической втулкой, имеющей с
одной стороны отверстие соответствующего квадратного сечения, а с другой - для
соединения со шлицами вала двигателя - торцевые зубья, выпиливаемые по размеру
шлицевых пазов.
Подшипниковый узел ведущего вала состоит
из двух подшипников, фиксируемых на шейке при установке шестерни. Причем перед
сборкой между шестерней и подшипником следует установить прокладку из стальной
пластинки толщиной 0,5мм с центральным отверстием диаметром 25мм. При
дальнейшем подсоединении нижнего фланца к пилону гребного винта прокладка
ограничит осевое перемещение наружных обойм подшипников во втулке дейдвуда.
Несколько слов об эксплуатации. Конечно,
запас хода в 40 мин не очень велик, но тем, кому не нужно совершать
многокилометровые путешествия, пожалуй, стоит пойти на некоторое ограничение
предельной дальности хода ради получения неоспоримых эксплуатационных
достоинств: простота обслуживания, пуска, малый шум при работе. Не забывая
после поездки подзаряжать аккумуляторы, вы избавитесь и от хлопот о топливе. Налицо
и экологический фактор. Ведь лодочный двигатель внутреннего сгорания загрязняет
воду не только продуктами выхлопа, но и несгоревшей топливомасляной смесью,
попадающей в воду и через выхлоп, и через возможные неплотности элементов
системы питания. Вот почему мы считаем наш электрический подвеснсй мотор
достойным соперником промышленным подвесным вариантам с ДВС.
стройство электрического подвесного
мотора:
лодочный электомотор схема
1 - рукоятка поворота,
2 - двигатель,
3 - верхний фланец,
4 - упорная втулка дейдвудной трубы,
5 - муфта, 6 - кронштейн,
7 - ведущий вал,
8 - дейдвудная труба,
9 - зажим,
10 - корпус подшипникового узла,
11 - подшипник №202,
12 - нижний фланец,
13 - прокладка,
14 - пилон гребного винта.
Моделист-Конструктор" №6 1986 г
Комментариев нет:
Отправить комментарий